Третья из подготовительных недель — Неделя о Страшном Суде. Ее еще называют мясопустной, а правильнее, если иметь в виду кальку с греческого — мясоотпустной: в это воскресенье (11 февраля) мы «отпускаем мясо», мясного в нашем рационе не будет теперь до Пасхи. Следующая за этим воскресеньем перед Прощеным воскресеньем седмица — традиционная Масленица с блинами и сметаной.

Страшный суд. Икона. Первая половина 15 века, Новгород. Государственная Третьяковская галерея

В храме читается Евангелие от Матфея (25, 31–40): Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне…
Проживая свою жизнь, мы вряд ли задумываемся о том, что нас ждет дальше. Мы каждый раз надеемся на то, что успеем вымолить прощение, что у нас в запасе столько времени. Но это не так. Неделя о Страшном Суде как раз нам это и напоминает.
Данная тема была интересна нашим предкам в средние века, в подтверждение этому служат большое количество картин и икон, написанных известными художниками и иконописцами. Их труд был основан на Евангелии, преданиях святых отцов и собственных размышлениях. Хоть все иконы и отличались между собой, но схожи они были в одном: это самое главное событие в наших жизнях, к чему нужно готовить наши души. Поэтому иконы были насыщенными событиями и фрагментами: и лоно Авраамово, и Спаситель во славе, и трубящие ангелы, собирающие души на судилище, и Этимасия, то есть уготованный для Судьи престол, и Сатана с бесами, и муки грешников в огненном потоке.
Грядет Суд, на котором мы будем обличены в своих поступках по отношению к ближним, в своих мыслях и побуждениях. Все души будут разделены: по левую и правую стороны от Христа. По правую руку от Господа будут праведные души, те, кто были истинными христианами, по левую же руку будут стоять грешные, падшие души.
Итак, на Суде мы предстанем пред Тем, чье имя – Любовь. Суд – встреча со Христом.

Страшный суд. По мотивам росписи В.М. Васнецова во Владимирском соборе Киева. Богородично-Казанский храм в Тольятти

Собственно, Страшный, всеобщий, последний, окончательный Суд менее страшен, чем тот, который происходит с каждым сразу после его кончины… Может ли человек, осужденный на частном суде, быть оправдан на Страшном? – Да, ибо на этой надежде и основываются церковные молитвы за усопших грешников. А может ли человек, оправданный на частном суде, быть осужденным на Страшном? – Нет. А это означает, что Страшный Суд – это своего рода “апелляционная” инстанция. У нас есть шанс быть спасенными там, где мы не можем быть оправданными. Ибо на частном суде мы выступаем как частные лица, а на вселенском суде – как частички Вселенской Церкви, частички Тела Христова. Тело Христа предстанет пред Своим Главой.
Вот каким будет Второе Пришествие Сына Человеческого — совсем не таким, как первое; вот каким будет Страшный Суд — «…простым. Нас не спросят ни о нашей вере, ни о том, как мы молились и постились или богословствовали, а только о том, были мы или не были людьми по отношению к другим людям», — пишет протоиерей Александр Шаргунов.
Как же нас будут судить? Ведь нельзя осуждать человека, не побыв в его «шкуре», так почему мы в итоге предстанем перед Судией, и он будет решать наш исход? Не Бог нас судит, не Сверхчеловек, но Христос. Для того, чтобы спасти нас, чтобы понять нашу жизнь и наши грехи, Христос стал Сыном Человеческим. Он претерпел все муки и страдания, чтобы мы могли быть уверены в том, что Суд будет справедлив, ведь Судия был с нами и жил с нами. Именно потому, что Сын стал человеком, “Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну” (Ин.5:22).
Если мы можем повлиять на исход своей жизни, т.е. жить благочестиво, то что делать тем, кто этого уже не сможет сделать, те, кто уже не с нами? Церковь предлагает нам вспомнить и помолиться об умерших в субботу перед Неделей о Страшном Суде – в Родительскую мясопустную субботу. В этот день мы должны молиться о них, только так мы можем выразить нашу любовь к ним – молитвой. Как в народе говорят «слезами горю не поможешь», так же и здесь: наши слезы не помогут умершему на том свете, лишь молитва, исходящая из глубины души, наполненная любовью и надеждой на Христа и его милость.
Начиная с Подготовительных недель и заканчивая пятой неделю Великого поста, в храме поется песнопение «Покаяния отверзи ми двери», и там есть такие строки: «Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». Так будем же как царь Давид, автор библейской книги псалмов и мудрый царь Израиля, молиться Богу с великим смирением и покаянием и уповать на волю нашего Судии на Страшном Суде

Поделитесь страницей с друзьями: