За Неделей о мытаре и фарисее следует вторая подготовительная Неделя — о блудном сыне. Церковь призывает нас к покаянию, и на литургии читается евангельское зачало от Луки, которое повествует притчу о блудном сыне:
«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, и пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и вcе мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:11-32)
Каждый год мы слышим эту притчу и видим младшего сына, который захотел взять часть имения, которое было у отца, и идти распоряжаться так, как ему захочется. Но как сын просит это имение? В начале притчи мы слышим слова «Отче, дай мне следующую мне часть имения». Младший сын не просто просит часть имения, но как бы говорит отцу, чтобы тот отдал ему то, что все равно достанется ему после его смерти. Он не хочет жить с отцом, он хочет жить своей жизнью. Он как бы говорит: я не хочу ждать твоей смерти, когда ты умрешь, я уже не смогу в полной мере насладиться богатством. Я уже взрослый, ты мне не нужен, мне нужно твое богатство, которое ты нажил своим трудом, а ты мне не нужен, ты ограничиваешь мою свободу». Это жесткое требование к отцу младшего сына было исполнено, и отец отдал ему имение, и сын ушел в дальнюю страну.
Блаженный Феофилакт Болгарский говорит, что мы это блудный сын, а отец это Бог. Мы похожи на этого блудного сына тем, что и мы хотим получить таланты, блага от Бога такие как здоровье, ум, силы и т.д. Но вот получив это мы отворачиваемся от Бога и не вспоминаем о нем. Мы начинаем относиться к Богу и к людям нас окружающим как будто они существуют для того, чтобы давать нам какие то плоды своей жизни, а сами они для нас ничего не значат, и мы в них не нуждаемся. Получив от них все, что они могли нам дать, мы поворачиваемся к ним спиной, больше от них мы ничего не можем получить и сами неспособны дать ничего. Мы исключаем любовь из нашей жизни по отношению ко всем и хотим, чтобы они ушли из нашей жизни навсегда.
Дальше в притчи мы читаем, что блудный сын расточил богатство свое, живя распутно. И когда он потратил все, настал великий голод в той стране. Когда у него кончилось богатство, то он стал никому не нужным и те, кто был с ним, отвернулись от него. Люди были с ним, пока они получали от него богатство, но как только оно иссякло, от него отвернулись точно так же как и он отвернулся от своей семьи. Чтобы не умереть с голоду он пошел пасти свиней, для него это было большим унижением, так как для евреев свиньи символ нечистоты и хотел насытиться тем, чем питались свиньи, но и этого ему не давали.
Наконец он опомнился, он знал, что даже наемники всегда сыты у его отца, и решил вернуться к отцу, но уже не как сын, а как наемник. Сын осознал свой грех, и он был облечен своей совестью, у него нет оправдания самому себе, он смиряется и идет просить прощения у отца: «отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим» Вот чему мы должны учиться у блудного сына — смирению и покаянию.
Отец же говорит рабам своим, чтобы они принесли лучшую одежду, обувь и дали ему перстень.
Митрополит Антоний Сурожский говорит, что перстень это не просто кольцо. Перстень служил в древности печатью и означает, что отец вновь дает ему все, что было у сына до его ухода из семьи. Отец полностью прощает тот проступок, который совершил его сын, не просит объяснений, что сын сделал с тем богатством, которое он растратил. А часто ли мы поступаем так, как отец блудного сына? Если мы поссорились с каким то человеком, то также ли мы прощаем его или же мы все время помним то, что этот человек совершил против нас, и если будет небольшой проступок то, мы вспомним все что было раньше и используем это против него.
Отец, приняв сына, организовывает пир в честь его возвращения. Старший сын был в это время на поле и когда он узнал что идет веселье в доме и его причину, то не захотел войти в дом. Отец вышел к старшему сыну и из речи сына мы понимаем, что старший не признает младшего своим братом и говорит отцу «этот сын твой», т.е. он относится к своему брату с пренебрежением, как бы говоря, что он сам виноват, и незачем его принимать обратно, а я служу столько лет тебе, и ты мне не дал даже козленка, чтобы я повеселился с друзьями моими. Старший сын как бы упрекает отца, что он неправильно поступает по отношению к его брату, и мы видим, отношение старшего сына к отцу было на уровне обязанностей и не было у него любви той, которая должна быть между отцом и сыном. Отец отвечает ему: «Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся»
Из притчи мы видим разрушительную силу греха, которая опустила человека на самое дно, и раскаяние, которое вернуло его в отчий дом. «Если и ненавистны мы Богу за грехи наши, то снова будем возлюблены за покаяние» говорит преподобный Нил Синайский. В Евангельской притчи мы научаемся, что со стороны человека для успешного и плодовитого покаяния необходимы: зрение греха своего, сознание его, раскаяние в нем и исповедание его. Самое важное, чтобы покаяние не превращалось в равнодушное перечисление грехов как признания себя виновным перед законным обвинительным актом. Нетpyдно пpизнаться на исповеди, что не соблюдал постов, пpопyскал утреннее и вечернее правило, гневался и т.д. Hо совеpшенно дpyгое — это осознать, что мы потеряли свою дyховнyю кpасотy, что мы далеки от своей настоящей жизни и что-то чистое сломано в самой нашей жизненной сyщности. Это сознание и есть настоящее покаяние и в то же вpемя желание веpнyться назад, обpести вновь потеpянный «дом».
Поделитесь страницей с друзьями: