Если спросить любого человека, что такое Великий пост, практически все скажут, что это отказ от животной пищи и усердное моление Богу. Мы должны подготовить свое тело и душу к празднику праздников-Воскресению Христову. Зачем это приготовление?

Вспомнив любое торжество из нашей жизни, мы заметим, как усердно мы подходим к нему: уборка, готовка. Также и здесь. Церковь дает нам шесть недель для нашей «уборки» в душе: пять недель Великого поста и Страстная седмица. Это довольно долгий срок, и с чего начать, за что взяться в первую очередь?

Для помощи нам в этом деле существуют подготовительные недели перед Великим постом. Всего их три: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне и Неделя о Страшном суде, завершает данные недели Прощенное воскресенье или воспоминание Адамова изгнания. Как же они нам помогают?

Начнем с первой недели. Неделя о мытаре и фарисее — первая подготовительная неделя, которая встречает нас. Но встречает она нас не с пустыми руками — у нее для нас есть притча, которую рассказывал Христос своим ученикам. Притча о мытаре и фарисее — это совет для нас, а именно с чего начать готовиться к Пасхе.

В храме молилось два человека, отличающихся по статусу в обществе — мытарь и фарисей. Мытарем был человек, собирающий налоги с граждан империи, человек, которого все презирали,недолюбливали и не доверяли. А фарисеями были влиятельными людьми, проповедовали строгую жизнь, ритуальную чистоту и точнейшее исполнение законов. И каждый из них молился. Но молился каждый по-своему. Молитва фарисея заключалась в сравнении и восхвалении себя по отношению к мытарю — соблюдение постов, жертвование доходов на храм и прочее. А как же мытарь, как молился он, ведь он не вел праведную жизнь?

Он, осознавая все свои прегрешения, не смел поднять глаз и просил у Бога лишь одного —прощения: «Боже, милостив, буди мне грешному». В конце притчи Господь сказал, что из храма вышел более оправданным мытарь нежели фарисей.

Что же такого важного в этой, казалось бы, простой фразе мытаря? В своей молитве мытарь не гордился, не возвышался, не осуждал других, а со смирением просил у Бога покаяния. «Возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится», — говорил Христос ученикам.

Во времена земной жизни Христа и в нашем современном мире этот грех, грех гордыни является источником всех наших бед: проблемы в семье, на работе и в душе. Ведь если бы мы перестали возвышать себя над другими или помогали бы людям бескорыстно, то наша жизнь стала бы другой. Именно поэтому в первую подготовительную неделю Церковь вспоминает эту притчу-пост подразумевает строгую аскезу, отказ от многих удовольствий, усиленные молитвы и благие поступки. Но если человек гордится тем, что соблюдает все эти правила, если это становится для него поводом считать себя лучше окружающих, главной цели поста — духовного очищения — он не достигнет.

Закончить хочется словами из проповеди схиархимандрита Зосимы (Сокура): «Вот такие мы все хорошие: «Я ж не убивал, не грабил, ничего…» — а сколько грехов у каждого на душе! Вот нам дай, Господи, осознания по-настоящему грехов наших, дай, Господи, искреннего покаяния нам. Мытарева воздыхания этого, а не фарисеева высокоглаголания, — как мы сегодня слышали в святых словах Божиих Триоди Постной. И особенно да откроет Господь нам во дни этого предстоящего поста души наши к покаянию — настоящему, к умилению, к молитве, к труду святому».

 

Поделитесь страницей с друзьями: